marker Санкт-Петербург, ул Руставели 13, Бц ручьи, офис 702, 706
time Время работы: круглосуточно
Ваш город:
  • youtube
  • facebook
  • instagram
  • youtube
  • telegram
  • whatsapp

Городской

+7 (812) 642-74-75

Телефон техподдержки

+7(969) 736-78-52

Телефон бухгалтера

+7 (812) 642-70-20

Общая почта

rus@mtr24.ru

Почта техподдержки

tp@mtr24.ru

Почта бухгалтера

buh@mtr24.ru

Почта для тендеров

tender@mtr24.ru

Ответственность за нарушение законодательства о прохождении мед осмотров дистанционным способом

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации

Статья 19.7.8. Непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения

Непредставление или несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориальный орган, если представление таких сведений является обязательным в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 6.29 настоящего Кодекса, либо представление заведомо недостоверных сведений —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — в размере от тридцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Законодательство о проведении предрейсовых осмотров

Приказ Минздрава России от 15.12.2014 N 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.04.2015 N 36866). Утрачивает силу с 01.09.2023

Приказ Минздрава России от 30.05.2023 N 266н

«Об утверждении Порядка и периодичности проведения предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, медицинских осмотров в течение рабочего дня (смены) и перечня включаемых в них исследований»

(Зарегистрировано в Минюсте России 30.05.2023 N 73621). Вступает в силу с 01.09.2023

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023)

Новые правила предрейсовых медосмотров работников заработают с 1 сентября

Минздрав порядок предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медосмотров, а также осмотров в течение рабочего дня (смены). Он вступает в силу 1 сентября. С этой даты при таких медосмотрах можно использовать устройства, которые дистанционно передают информацию о состоянии здоровья.

Выделим главные новшества в общих требованиях:

— медработник обязан уведомить работодателя о том, что при осмотре обнаружил признаки алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Эту информацию надо зафиксировать в журнале регистрации;

заключение по результатам осмотра, а также справку о выявлении заболевания либо состояния, при которых сотрудника нельзя допускать к работе, можно будет оформить в электронном виде.

Отметим, по сравнению с проектом, итоговый документ сократился, поскольку часть правил закрепили в особенностях проведения медосмотров с помощью цифровых медизделий. В особенностях установили требования к устройствам и химико-токсикологическим исследованиям, обязанности медорганизации и работодателя.

Постановление Правительства РФ от 30.05.2023 N 866 «Об особенностях проведения медицинских осмотров с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья» Вступает в силу с 01.09.2023

Предрейсовый, послерейсовый медицинские осмотры водителя

С 1 сентября 2023 г. (за исключением отдельных положений) применяются положения об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси. См. Федеральный закон от 29.12.2022 N 580-ФЗ. Информация будет учтена в материале при его актуализации.

Работодатель обязан за счет собственных средств организовать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей в соответствии с требованиями Закона N 196-ФЗ и Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 323-ФЗ). Это следует из абз. 14 ч. 3 ст. 214, ч. 3, 9 ст. 220 ТК РФ, абз. 6 п. 1 ст. 20, абз. 3, 4 п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ, п. п. 2, 7, 9 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н (далее — Порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров).

Предрейсовые медосмотры проводятся перед началом рабочего дня (рейса) с целью выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе выявления алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (п. 4 ч. 2 ст. 46 Закона N 323-ФЗ, п. 4 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров). Согласно разъяснениям Минтранса России предрейсовые медосмотры следует проводить перед первым рейсом как в случаях, когда в течение рабочего дня водитель совершает один или более рейсов, так и в случае, когда длительность рейса составляет больше одного дня.

Послерейсовые медосмотры проводятся по окончании рабочего дня (рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (п. 5 ч. 2 ст. 46 Закона N 323-ФЗ, п. 5 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров). Их следует проводить после рейса, если его продолжительность составляет больше одного дня, либо после последнего рейса, если в течение рабочего дня водитель совершает один или более рейсов (Письмо Минтранса России от 08.04.2019 N ДЗ-531-ПГ).

Помимо прочего, проведение названных медосмотров является одной из мер по обеспечению безопасности дорожного движения, что следует из абз. 6 п. 1 ст. 20, абз. 5 п. 1 ст. 23 Закона N 196-ФЗ.

С 1 сентября 2023 г. вводится новый вид медицинских осмотров — медосмотр в течение рабочего дня (смены). Он проводится для выявления, например, признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работника, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2022 N 629-ФЗ). Обязательные медицинские осмотры в течение рабочего дня (смены) проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства при необходимости по решению работодателя (пп. «б» п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2022 N 629-ФЗ).

Также с 1 сентября 2023 г. действуют новый Порядок и периодичность проведения предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, медицинских осмотров в течение рабочего дня (смены) и перечень включаемых в них исследований, утвержденные Приказом Минздрава России от 30.05.2023 N 266н (далее — Порядок проведения предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медосмотров, медосмотров в течение рабочего дня (смены)).

С указанной даты предрейсовые, послерейсовые медицинские осмотры, а также медицинские осмотры в течение рабочего дня (смены) можно проводить с использованием медицинских изделий, которые обеспечивают автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья водителей и дистанционный контроль состояния их здоровья. При этом должна быть обеспечена идентификация личности водителя, чтобы исключить прохождение медосмотра иным лицом (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2022 N 629-ФЗ, п. 2 Порядка проведения предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медосмотров, медосмотров в течение рабочего дня (смены)).

При осуществлении медосмотров, которые проводятся с использованием указанных медицинских изделий, применяются Особенности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.05.2023 N 866 (далее — Особенности). Они предусматривают, в частности, следующее:

— медицинское изделие, посредством которого проводят медосмотр, должно быть зарегистрировано в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416, или международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС (пп. «а» п. 3 Особенностей);

— медосмотр проводит медицинский работник медорганизации или иной организации, которая имеет лицензию, предусматривающую выполнение работ (услуг) по соответствующим медицинским осмотрам (п. 6 Особенностей).

Есть и другие требования. Например, медицинский работник должен пройти дополнительную профессиональную программу повышения квалификации по вопросам организации и порядка проведения медосмотров с использованием медицинских изделий. Объем программы — не менее 36 часов (п. 7 Особенностей);

— медорганизация или работодатель должны обеспечить идентификацию личности работника, проходящего медосмотр с использованием медицинского изделия, и она должна исключать прохождение такого осмотра другим лицом (п. 10 Особенностей);

— медзаключение по результатам медосмотра, проведенного с использованием медицинского изделия, оформляет медицинский работник, проводивший медосмотр, с использованием своей УКЭП с учетом полученных дистанционным способом медицинских показателей работника, проходившего медосмотр (п. 14 Особенностей);

— медорганизация или иная организация, осуществляющая меддеятельность, при проведении медосмотров обеспечивает передачу сведений об оформленных в отношении водителей транспортных средств медзаключениях и условиях применения медицинских изделий, в частности, работодателю, чтобы он мог формировать реквизиты путевых листов, в том числе в виде электронного документа. Сведения передаются на основании соглашения об информационном взаимодействии, заключенного между медорганизацией и работодателем (пп. «г» п. 13 Особенностей).

Дистанционные медосмотры нельзя проводить в случаях организованных перевозок групп детей или перевозки опасных грузов, а также на работах, связанных с регулярной перевозкой пассажиров в междугороднем сообщении по маршрутам, протяженность которых составляет 300 км и более (пп. «б» п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2022 N 629-ФЗ).

Водителям, которые проходят предрейсовые, послерейсовые медицинские осмотры, а также медицинские осмотры в течение рабочего дня (смены) дистанционно, не менее двух раз в год в очной форме проводятся химико-токсикологические исследования наличия (отсутствия) в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2022 N 629-ФЗ). Порядок проведения таких химико-токсикологических исследований установлен в п. п. 16 — 25 Особенностей.

Законодательство РФ в области персональных данных будет дополнено требованиями к идентификации личности работника, проходящего медосмотр, а также требованиями к сбору, хранению и передаче персональных данных по защищенным каналам связи.

Это следует из п. 2 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2022 N 629-ФЗ.

Ответственность работодателя за ненадлежащее выполнение требований законодательства, касающихся предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей

В отношении каких лиц нужно проводить предрейсовые и послерейсовые медосмотры

Предрейсовые медосмотры должны проходить водители в течение всего времени работы. Исключения предусмотрены в отношении водителей, выезжающих по вызову экстренных оперативных служб. Это определено в абз. 3 п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ, абз. 1 п. 6 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров.

Послерейсовые медосмотры требуется проводить в течение всего времени работы в отношении водителей, осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов, что следует из абз. 4 п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ, абз. 2 п. 6 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров.

На индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют перевозки, самостоятельно управляя транспортными средствами, также распространяется требование о прохождении обязательных предрейсовых и послерейсовых медосмотров. Это предусмотрено в п. 4 ст. 23 Закона N 196-ФЗ, п. 3 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров.

Как работодателю организовать проведение предрейсового и послерейсового медосмотров

Проведение таких медосмотров можно организовать одним из следующих способов.

1. Работодатель принимает на работу медицинского работника, предварительно включив в штатное расписание должность такого специалиста. Данный вывод основан на ч. 4 ст. 24 Закона N 323-ФЗ, п. 8 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров.

В этом случае необходимо учитывать следующее:

— работник, который будет проводить предрейсовые и послерейсовые медосмотры, должен, в частности, иметь высшее и (или) среднее профессиональное образование (п. 8 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров);

Связанные вопросы

Право на занятие медицинской деятельностью лиц, получивших образование в РФ

Оформление трудовых отношений с медицинским работником

Дополнение штатного расписания новыми должностями и структурными подразделениями

— работодатель обязан получить лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (услуг) по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам. Отметим, что организации, входящей в частную систему здравоохранения на территории инновационного центра «Сколково», такая лицензия не потребуется. Данные выводы следуют из п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ), ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково», п. п. 1, 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 99-ФЗ (далее — Положение о лицензировании), Перечня, приведенного в Приложении к Положению о лицензировании, п. 8 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров.

Кабинет предрейсового медицинского осмотра водителей

По поводу организации кабинета предрейсового медицинского осмотра водителей у работодателя отдельные нормативные требования не предусмотрены.

Вопросы организации проведения таких осмотров отражены, например, в Типовом положении об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств. Согласно ему помещение нужно оснастить соответствующей мебелью, техникой и пр.

Предрейсовый осмотр может проводиться также в рамках здравпункта, организованного по специальным правилам.

2. Работодатель заключает с организацией, осуществляющей медицинскую деятельность, договор на оказание соответствующих медицинских услуг. Это следует из п. 8 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров. Необходимо учесть, что у такой организации должна быть лицензия на осуществление медицинской деятельности, предусматривающая выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым). Данный вывод следует из п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ, п. 4 Положения о лицензировании, Перечня, приведенного в Приложении к Положению о лицензировании, п. 8 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров.

Как работодателю узнать о результатах предрейсового и послерейсового медосмотров

О результатах данных осмотров работодателю (уполномоченному представителю работодателя) обязан сообщить медицинский работник. Это следует из п. 18 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров.

Медицинский работник, проводивший медосмотр, выносит одно из заключений (п. 12 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров):

1) о наличии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения. Данные признаки должны быть указаны в заключении. Это предусмотрено в пп. 1 п. 12 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров.

Отметим, что если соответствующие признаки выявил медицинский работник, имеющий среднее профессиональное образование, то он не вправе самостоятельно вынести заключение. В этом случае для вынесения заключения, а также для решения вопроса о наличии признаков временной нетрудоспособности, нуждаемости в оказании медицинской помощи водителя направляют в организацию, осуществляющую медицинскую деятельность. Данные выводы следуют из п. 13 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров.

В любом случае при выявлении у работника (водителя) состояний и заболеваний, указанных в пп. 1 п. 12 названного Порядка, ему выдается справка для предъявления в соответствующую медицинскую организацию (абз. 1 п. 19 данного Порядка). Информация, которая должна быть отражена в такой справке, приведена в абз. 2 п. 19 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров.

Если вынесено заключение о наличии признаков, препятствующих выполнению водителем трудовых обязанностей, работодатель должен не допускать водителя к работе на основании абз. 5 ч. 1 ст. 76 ТК РФ;

2) об отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (пп. 2 п. 12 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров).

В случае вынесения такого заключения медицинский работник, проводивший медосмотр, на путевых листах ставит штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» или «прошел послерейсовый медицинский осмотр», а также свою подпись. Данный вывод можно сделать из п. п. 16, 17 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров. Обращаем внимание, что в п. п. 16 и 17 названного Порядка, скорее всего, ошибочно дана ссылка на заключение, указанное в пп. 1 п. 12 Порядка, вместо ссылки на заключение, названное в пп. 2 п. 12 этого Порядка.

Медицинский работник, проводивший предрейсовые и послерейсовые медосмотры, вносит сведения об их результатах в Журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров и Журнал регистрации послерейсовых, послесменных медицинских осмотров соответственно (абз. 1 п. 14 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров). При этом указывается информация в соответствии с пп. 1 — 8 п. 14 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров.

Формы таких журналов не утверждены, поэтому их следует разработать самостоятельно. Отметим, что форма журнала предрейсового осмотра, приведенная в п. 5 Инструкции о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (Приложение 9 к Приказу Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555), не содержит граф для внесения всех необходимых сведений, предусмотренных в пп. 1 — 8 п. 14 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров. В связи с этим данную форму использовать не рекомендуется.

Журналы можно вести на бумажном и (или) электронном носителе с учетом требований, установленных в п. 15 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров.

Ответственность работодателя за ненадлежащее выполнение требований законодательства, касающихся предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены) или при наличии медицинских противопоказаний может повлечь ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Работодателю в этом случае грозит наложение штрафа в следующих размерах:

— для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — от 15 тыс. до 25 тыс. руб.;

— для юридических лиц — от 110 тыс. до 130 тыс. руб.

Оштрафовать могут за каждого работника, которого допустили к исполнению трудовых обязанностей, например, без обязательного медосмотра в начале рабочего дня (смены) (п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45).

Повторное совершение аналогичного правонарушения указанными лицами может повлечь наказание в соответствии с ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ, а именно:

— для должностных лиц — штраф в размере от 30 тыс. до 40 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;

— для индивидуальных предпринимателей — штраф в размере от 30 тыс. до 40 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

— для юридических лиц — штраф от 100 тыс. до 200 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Учтите: возможность привлечения к ответственности должностного лица не зависит от того, совершены аналогичные правонарушения по одному месту работы или в разных организациях. Значение имеет, в частности, истек ли на дату совершения нового аналогичного правонарушения срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45).

Кроме того, в ст. 12.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа за допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения:

— для должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, — 20 тыс. руб.;

— для индивидуальных предпринимателей (примечание к ст. 12.32 КоАП РФ) и юридических лиц — 100 тыс. руб.

Отметим, что за нарушение порядка проведения обязательных предрейсовых и послерейсовых медосмотров в ст. 11.32 КоАП РФ установлено административное наказание. Полагаем, что работодателя (его должностное лицо) можно привлечь к ответственности по данной норме только в том случае, если медосмотры проводит медицинский работник, принятый на работу к данному работодателю.

Если медосмотры проводит работник медицинской организации, с которой работодатель заключил договор об оказании соответствующих медицинских услуг, то привлечь работодателя к ответственности по ст. 11.32 КоАП РФ нельзя, поскольку в данном случае он отвечает только за организацию медосмотров (т.е. несет ответственность за невыполнение требований охраны труда, но не за несоблюдение порядка проведения медосмотров).

Выводы о распространении на работодателя действия ст. 11.32 КоАП РФ следуют из совокупного анализа абз. 14 ч. 3 ст. 214 ТК РФ, абз. 7 п. 1 ст. 20, абз. 5 п. 7 ст. 23 Закона N 196-ФЗ, ч. 4 ст. 24 Закона N 323-ФЗ, п. п. 8, 9 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров.

4.1. Учет времени прохождения водителем предрейсового, послерейсового медицинских осмотров

В рабочее время водителя, не связанное с управлением автомобилем, входит, в частности, время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медосмотров, а также время следования от рабочего места до места их проведения и обратно (п. 15 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утвержденных Приказом Минтранса России от 16.10.2020 N 424).

Мы свяжемся с вами в течение 20 минут
Вам придет письмо с коммерческим предложением, если его нет в входящих, проверьте папку спам